- Регистрация
- 01.04.20
- Сообщения
- 803
- Онлайн
- 36д 15ч 31м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 2
Замечали, как похожи порой сюжеты экшен-фильмов и книг? Дело не только в отсутствии фантазии у авторов, просто похожие ситуации требуют похожих решений. А в основе противостояния Фродо с Сауроном и Люка с Дартом Вейдером одна простая модель:
Некто А обладает землей, властью и ресурсами. Некто Б не согласен с этим и стремится отнять у А нажитое. Естественно, А пытается устранить Б. Б же пытается выжить, ищет союзников и хочет устранить А.
Если убрать спецэффекты, взрывы, душещипательные рассказы и философские поучения, в остатке драка за власть. В реальном мире каждая сторона конфликта - «герой-спаситель». Третий Рейх считал себя империей добра. Но как нету злого игрока в шахматах, нет его и в теории игр. Только фигуры на поле и способы их использовать.
Попробуем разобраться в основах. Наглядный и применимый в жизни способ отличать игры – по сумме выигрыша. Выделим три основных типа*
(Строго говоря, их два: «=0» и «не =0», но для применимости три будет удобнее)
= Игра с нулевой суммой
Самый распространённый тип. Суть игры: чтобы один игрок что-то получил, другой должен что-то потерять. Например: спортивные соревнования, конкурс на должность в компании или воровство – если я получаю приз (сумма игры +1), вы автоматически его теряете, (сумма игры -1). При любом раскладе в результате получим 0. Собственно, сюжеты обычно построены вокруг игры с НС – галактикой правят либо ситхи, либо джедаи. Игра в нулевую сумму подразумевает, что друзей нет, возможно лишь кратковременные союзы. Ведь в итоге или вы, или я останемся без приза.
- Игра с отрицательной суммой
Самый плохой вид игр, когда ход в игре наносит вред всем игрокам. В этом случае идёт игра на истощение, но первый, кто не выдержит, будет вынужден принять условия второго. Тогда отрицательная сумма станет нулевой и победитель сможет покрыть убытки. Так рабочие бастуют на заводе, вынуждая предприятие пойти на уступки: нам плохо без зарплаты, вам - без товара.
Ядерная гонка – тоже игра с отрицательной суммой. Участвовать в ней затратно, победителей в случае массового использования оружия не будет. Но если отказаться, вы станете зависимы от воли других игроков.
+ Игра с положительной суммой
Самый выгодный тип игры, когда в игре выигрывают оба. Эта игра – основа партнёрства и честной торговли: вы приобретаете товар/услугу, я – деньги и репутацию. Всё в плюсе. Партнёрство будет длиться до тех пор, пока совместная деятельность приносит выгоду обоим. Как только одна сторона начинает перетягивать одеяло (продавать слишком дорого или своей деятельностью наносить ущерб партнёру), она становится игрой с нулевой или отрицательной суммой и включается противостояние.
Умный ход может изменить сумму игры и оптимальную стратегию.
Если рабочие и завод в игре «Забастовка» найдут комфортное для всех решение, игра получит положительную сумму. А если завод решит заменить рабочих механизмами, сумма для них станет нулевой (либо Рабочие получат место, либо Роботы) и положительной для завода – при любом раскладе завод будет функционировать.
И вот, один ход поднимает позиции «Завода» на недосягаемую высоту. Сложно шантажировать того, кто в любом случае выиграет.
Можно играть в игры и с собой.
Например, вы хотите бросить курить. Просто терпеть, стиснув зубы – отрицательная сумма: или я теряю здоровье, или нервы. Но можно решить, что за каждый срыв вы, к примеру, будете выполнять физические упражнения. И вот сумма стала положительной - вы либо прокачиваете тело – это делает вас здоровее, либо обеспечиваете здоровье за счёт отказа от курения. И в любом случае остаётесь в плюсе.
Некто А обладает землей, властью и ресурсами. Некто Б не согласен с этим и стремится отнять у А нажитое. Естественно, А пытается устранить Б. Б же пытается выжить, ищет союзников и хочет устранить А.
Если убрать спецэффекты, взрывы, душещипательные рассказы и философские поучения, в остатке драка за власть. В реальном мире каждая сторона конфликта - «герой-спаситель». Третий Рейх считал себя империей добра. Но как нету злого игрока в шахматах, нет его и в теории игр. Только фигуры на поле и способы их использовать.
Попробуем разобраться в основах. Наглядный и применимый в жизни способ отличать игры – по сумме выигрыша. Выделим три основных типа*
(Строго говоря, их два: «=0» и «не =0», но для применимости три будет удобнее)
= Игра с нулевой суммой
Самый распространённый тип. Суть игры: чтобы один игрок что-то получил, другой должен что-то потерять. Например: спортивные соревнования, конкурс на должность в компании или воровство – если я получаю приз (сумма игры +1), вы автоматически его теряете, (сумма игры -1). При любом раскладе в результате получим 0. Собственно, сюжеты обычно построены вокруг игры с НС – галактикой правят либо ситхи, либо джедаи. Игра в нулевую сумму подразумевает, что друзей нет, возможно лишь кратковременные союзы. Ведь в итоге или вы, или я останемся без приза.
- Игра с отрицательной суммой
Самый плохой вид игр, когда ход в игре наносит вред всем игрокам. В этом случае идёт игра на истощение, но первый, кто не выдержит, будет вынужден принять условия второго. Тогда отрицательная сумма станет нулевой и победитель сможет покрыть убытки. Так рабочие бастуют на заводе, вынуждая предприятие пойти на уступки: нам плохо без зарплаты, вам - без товара.
Ядерная гонка – тоже игра с отрицательной суммой. Участвовать в ней затратно, победителей в случае массового использования оружия не будет. Но если отказаться, вы станете зависимы от воли других игроков.
+ Игра с положительной суммой
Самый выгодный тип игры, когда в игре выигрывают оба. Эта игра – основа партнёрства и честной торговли: вы приобретаете товар/услугу, я – деньги и репутацию. Всё в плюсе. Партнёрство будет длиться до тех пор, пока совместная деятельность приносит выгоду обоим. Как только одна сторона начинает перетягивать одеяло (продавать слишком дорого или своей деятельностью наносить ущерб партнёру), она становится игрой с нулевой или отрицательной суммой и включается противостояние.
Умный ход может изменить сумму игры и оптимальную стратегию.
Если рабочие и завод в игре «Забастовка» найдут комфортное для всех решение, игра получит положительную сумму. А если завод решит заменить рабочих механизмами, сумма для них станет нулевой (либо Рабочие получат место, либо Роботы) и положительной для завода – при любом раскладе завод будет функционировать.
И вот, один ход поднимает позиции «Завода» на недосягаемую высоту. Сложно шантажировать того, кто в любом случае выиграет.
Можно играть в игры и с собой.
Например, вы хотите бросить курить. Просто терпеть, стиснув зубы – отрицательная сумма: или я теряю здоровье, или нервы. Но можно решить, что за каждый срыв вы, к примеру, будете выполнять физические упражнения. И вот сумма стала положительной - вы либо прокачиваете тело – это делает вас здоровее, либо обеспечиваете здоровье за счёт отказа от курения. И в любом случае остаётесь в плюсе.