- Регистрация
- 14.01.18
- Сообщения
- 65
- Онлайн
- 2д 7ч 53м
- Сделки
- 0
- Нарушения
- 0 / 1
Знаменитым стал тюремный эксперимент, проведенный в 1971 году Ф. Зимбардо и тремя его коллегами из Стэнфордского университета. Он исследовал природу насилия и жестокости, возникающих как реакция человека на ограничение свободы в условиях навязанной ему социальной роли.
Чтобы изучать социальную психологию в тюремных условиях, ученые пригласили студентов последнего курса разыгрывать роли охранников или осужденных. На объявление откликнулось более 70 претендентов, которые хотели заработать 15 долларов в день. Все добровольцы прошли тестирование и диагностические интервью, дабы устранить кандидатов с психологическими проблемами, инвалидностью, судимостями или злоупотребляющих наркотиками. Было отобрано 24 студента из США и Канады. Половина из них была случайным образом (бросанием монетки) определена как заключенные, а другая половина как охранники в двухнедельном эксперименте.
Чтобы симуляция тюремной среды была достоверной, психологи обратились к услугам консультантов. Главным среди них был опытный «зэк», который провел семнадцать лет за решеткой. Он рассказал, каково быть в тюрьме. Он также познакомил исследователей с другими бывшими заключенными и работниками исправительных учреждений.
«Тюрьма» готовится принимать заключенных. Фото Ф. Зимбардо, 1971 год.
Сама «тюрьма» была оборудована в подвале факультета психологии Стэнфорда. Чтобы создать тюремные камеры, сняли двери из лабораторных комнат и заменили их специально сделанными решетками и номерами ячеек. Подвальный коридор служил «двором» и единственным местом, где «заключенным» разрешалось ходить, есть или заниматься физическими упражнениями, за исключением хождения в туалет (куда «заключенные» отводились с завязанными глазами, чтобы не знать выход из тюрьмы).
«Преступники» были «арестованы» полицией одного спокойного утра и заключены в тюрьму, где их раздели, обыскали и надели униформу. Охранники получили палки, наручники, свистки и ключи от камер. Их заботой было соблюдение «права и порядка». Для заключенных существовали определенные правила: они должны были молчать, есть и отдыхать только в определенное время, обращаться друг к другу по номеру, а к охраннику — «мистер офицер» и т.п. Нарушение правил каралось.
«Охранники» работают во время тюремного эксперимента в Стэнфорде в 1971 году.
Отношения между охраной и заключенными быстро приобрели классический характер: охранники начали считать заключенных существами низшего сорта, к тому же опасными. Заключенные же видели в охранниках хулиганов и садистов. Один из охранников заметил: «Я был удивлен самим собой... Я называл их оскорбительными именами, заставлял чистить туалеты голыми руками. Я расценивал их как скот и должен был следить за ними на всякий случай, если они захотят что-то совершить».
Через несколько дней заключенные устроили настоящие восстание. Они забаррикадировались внутри своих камер, приставив койки к двери. Охрана поливала их водой из противопожарных шлангов. После этого кровати вообще были вынесены из камер. Охрана установила дополнительное правило: «выгуливать» заключенных только ночью. Все более подавляемые узники проникались навязчивой идеей глобальной несправедливости. Некоторые из них уже на пятый день эксперимента требовали освобождения.
«Охранники» беседуют с «заключенными». В какой-то момент на «заключенных» были одеты мешки, и они были перемещены в ответ на слухи о планировании побега.
Быстрое развитие садизма среди охранников было замечено ими самими. Один из охранников, который до эксперимента считал себя добрым и неагрессивным пацифистом, на пятый день записал в своем дневнике: «Я специально выбрал его (заключенного) для оскорбления, потому что я просто не любил его... Этот заключенный отказался есть свои сосиски... Я решил ускорить его кормление, но он не хотел есть. Тогда я размазал еду на его лице. Я не мог поверить, что это сделал я. Я ненавидел себя за содеянное, но его я ненавидел еще больше».
Филипп Зимбардо, не ожидавший такой стремительной трансформации в каждой группе добровольцев, позднее написал в отчете: «Что наиболее удивляет в экспериментальной псевдотюрьме, так это легкость, с которой возникает садистское поведение у совершенно нормальных молодых людей и эмоциональная патология среди тех, кто тщательно был подобран по признаку психологической стабильности».
«Охранник» ведет «заключенного» в туалет с завязанными глазами.
На шестой день исследователям пришлось досрочно закончить эксперимент — ради блага всех, кто принимал в нем участие. По мнению многих моралистов он был крайне неэтичен. Более того, он вызвал у здоровых и образованных молодых людей длительный физический и эмоциональный стресс. Поэтому тюремный эксперимент никогда не был повторен вновь.
Один из героев Шекспира заметил: «Весь мир — театр, а все мы в нем — актеры». Речь идет о том, что граница между игрой и реальной жизнью весьма относительна, они имеют взаимный переход, и это можно назвать феноменологическим казусом. Курьезность данного феномена заключается в том, что жизнь порой выступает как игра, а игра — настоящей жизнью. Игра дает возможность раскрыть подлинную человеческую сущность, когда она непосредственно переходит в действия. Человеку надо только помочь сбросить естественную маску, чтобы выявить его изначальную природу.
Оковы на ноге «узника» во время тюремного эксперимента. Фото Ф. Зимбардо
Таким образом, психология XX века, пытаясь ответить на древний вопрос о добре и зле в человеческой душе, отвечает, что человек по своей природе является злым и жестоким существом. В предыдущие эпохи такие выводы делались на основе наблюдений и умозрительных рассуждений философов. XX век делает это предметом научного социально-экспериментального исследования. Чтобы его результаты были более убедительными, эксперимент проводят как естественный. В нем и должна откровенно проявиться истинная природа человека.
Чтобы изучать социальную психологию в тюремных условиях, ученые пригласили студентов последнего курса разыгрывать роли охранников или осужденных. На объявление откликнулось более 70 претендентов, которые хотели заработать 15 долларов в день. Все добровольцы прошли тестирование и диагностические интервью, дабы устранить кандидатов с психологическими проблемами, инвалидностью, судимостями или злоупотребляющих наркотиками. Было отобрано 24 студента из США и Канады. Половина из них была случайным образом (бросанием монетки) определена как заключенные, а другая половина как охранники в двухнедельном эксперименте.
Чтобы симуляция тюремной среды была достоверной, психологи обратились к услугам консультантов. Главным среди них был опытный «зэк», который провел семнадцать лет за решеткой. Он рассказал, каково быть в тюрьме. Он также познакомил исследователей с другими бывшими заключенными и работниками исправительных учреждений.
«Тюрьма» готовится принимать заключенных. Фото Ф. Зимбардо, 1971 год.
Сама «тюрьма» была оборудована в подвале факультета психологии Стэнфорда. Чтобы создать тюремные камеры, сняли двери из лабораторных комнат и заменили их специально сделанными решетками и номерами ячеек. Подвальный коридор служил «двором» и единственным местом, где «заключенным» разрешалось ходить, есть или заниматься физическими упражнениями, за исключением хождения в туалет (куда «заключенные» отводились с завязанными глазами, чтобы не знать выход из тюрьмы).
«Преступники» были «арестованы» полицией одного спокойного утра и заключены в тюрьму, где их раздели, обыскали и надели униформу. Охранники получили палки, наручники, свистки и ключи от камер. Их заботой было соблюдение «права и порядка». Для заключенных существовали определенные правила: они должны были молчать, есть и отдыхать только в определенное время, обращаться друг к другу по номеру, а к охраннику — «мистер офицер» и т.п. Нарушение правил каралось.
«Охранники» работают во время тюремного эксперимента в Стэнфорде в 1971 году.
Отношения между охраной и заключенными быстро приобрели классический характер: охранники начали считать заключенных существами низшего сорта, к тому же опасными. Заключенные же видели в охранниках хулиганов и садистов. Один из охранников заметил: «Я был удивлен самим собой... Я называл их оскорбительными именами, заставлял чистить туалеты голыми руками. Я расценивал их как скот и должен был следить за ними на всякий случай, если они захотят что-то совершить».
Через несколько дней заключенные устроили настоящие восстание. Они забаррикадировались внутри своих камер, приставив койки к двери. Охрана поливала их водой из противопожарных шлангов. После этого кровати вообще были вынесены из камер. Охрана установила дополнительное правило: «выгуливать» заключенных только ночью. Все более подавляемые узники проникались навязчивой идеей глобальной несправедливости. Некоторые из них уже на пятый день эксперимента требовали освобождения.
«Охранники» беседуют с «заключенными». В какой-то момент на «заключенных» были одеты мешки, и они были перемещены в ответ на слухи о планировании побега.
Быстрое развитие садизма среди охранников было замечено ими самими. Один из охранников, который до эксперимента считал себя добрым и неагрессивным пацифистом, на пятый день записал в своем дневнике: «Я специально выбрал его (заключенного) для оскорбления, потому что я просто не любил его... Этот заключенный отказался есть свои сосиски... Я решил ускорить его кормление, но он не хотел есть. Тогда я размазал еду на его лице. Я не мог поверить, что это сделал я. Я ненавидел себя за содеянное, но его я ненавидел еще больше».
Филипп Зимбардо, не ожидавший такой стремительной трансформации в каждой группе добровольцев, позднее написал в отчете: «Что наиболее удивляет в экспериментальной псевдотюрьме, так это легкость, с которой возникает садистское поведение у совершенно нормальных молодых людей и эмоциональная патология среди тех, кто тщательно был подобран по признаку психологической стабильности».
«Охранник» ведет «заключенного» в туалет с завязанными глазами.
На шестой день исследователям пришлось досрочно закончить эксперимент — ради блага всех, кто принимал в нем участие. По мнению многих моралистов он был крайне неэтичен. Более того, он вызвал у здоровых и образованных молодых людей длительный физический и эмоциональный стресс. Поэтому тюремный эксперимент никогда не был повторен вновь.
Один из героев Шекспира заметил: «Весь мир — театр, а все мы в нем — актеры». Речь идет о том, что граница между игрой и реальной жизнью весьма относительна, они имеют взаимный переход, и это можно назвать феноменологическим казусом. Курьезность данного феномена заключается в том, что жизнь порой выступает как игра, а игра — настоящей жизнью. Игра дает возможность раскрыть подлинную человеческую сущность, когда она непосредственно переходит в действия. Человеку надо только помочь сбросить естественную маску, чтобы выявить его изначальную природу.
Оковы на ноге «узника» во время тюремного эксперимента. Фото Ф. Зимбардо
Таким образом, психология XX века, пытаясь ответить на древний вопрос о добре и зле в человеческой душе, отвечает, что человек по своей природе является злым и жестоким существом. В предыдущие эпохи такие выводы делались на основе наблюдений и умозрительных рассуждений философов. XX век делает это предметом научного социально-экспериментального исследования. Чтобы его результаты были более убедительными, эксперимент проводят как естественный. В нем и должна откровенно проявиться истинная природа человека.