- Регистрация
- 06.04.18
- Сообщения
- 1,653
- Онлайн
- 383д 4ч 7м
- Сделки
- 0
- Нарушения
- 0 / 0
Ошибки памяти. Какие когнитивные искажения учитывать, чтобы верно распознавать ложь
Подробно разберём тему лжи.
Этой статьей решил начать серию из нескольких текстов в помощь тем, кому по долгу службы (например, в ИБ- или СБ-), да и просто «по жизни» приходится распознавать правду и ложь. Разберем, как выявлять признаки обмана в речи и невербальных проявлениях, изучим удачные скрипты опросных бесед и развенчаем мифы. Но первой статьей хочу поднять тему ошибок памяти. Они случаются сплошь и рядом. Вы будете распознавать ложь, тогда как человек может быть искренне убежден в своей правоте.
Большинство людей считает, что мозг наш работает как видеокамера, а память содержит буквальную запись событий. Но это далеко не так. Доступ к записи может стать затруднительным, яркость впечатлений – поблёкнуть, какие-то части – отсутствовать.
Существует несколько известных эффектов памяти, которые мы должны иметь ввиду при верификации лжи:
1) Мы замечаем то, что наш мозг полагает важным на данный момент, а сигналы, которые оцениваются как несущественные, подавляются.
2) Наши воспоминания – часть связной истории, которую мы постоянно творим из хаоса данных. Если мозг замечает противоречие в этой истории, он старается его устранить, сгладить или забыть. Чтобы это произошло наш мозг существенно корректирует воспоминания.
3) Свидетели, которые обсуждают между собой событие, будут неосознанно приводить свои воспоминания о нём к общему знаменателю. Это одно из когнитивных искажений – «конформность».
4) Общая тема и эмоциональный фон воспоминания сохраняются довольно точно, а детали додумываются. Притом они подбираются таким образом, чтобы не только не противоречить, но подкреплять и усиливать центральную тему и эмоцию. Так «я поймал одного карася» превращается в «я поймал десять карасей и щуку», подчиняясь центральному мессенджу: «отличная была рыбалка».
5) Источник информации стирается из памяти гораздо быстрее, чем сама информация. Важно – что запомнить, а откуда ты это взял – неважно. Это один из ключевых моментов в формировании фейковых новостей и ложных обвинений.
6) То, что мы помним является для нас правдой. И не так важно, в действительности это было или нет: информационная повестка дня рулит. Работает это так. Вы говорите что-то, потом поясняете, что это неправда. Но уже через 3 дня 27% молодых людей и 40% людей среднего возраста, вспоминая утверждение, будут считать это правдой.
7) Эгоцентрическое искажение в памяти. Мы имеем склонность помещать себя в центр историй и присваивать опыт, о котором слышали, читали или смотрели видео. Конечно, совсем невероятные действия мы себе не припишем, но по мелочи можем себе и другим врать изрядно. Помнить, что мы были в зоопарке, который только по телевизору видели, – легко.
8) Внушенные воспоминания: «теперь, когда вы спросили, я начинаю вспоминать». Хорошие психологи могут многое внушить клиенту и фактически заставить поверить в никогда не происходившие события. Это тоже один из важных моментов, которые нужно учитывать, в частности, в харрасменте или семейном насилии с давним сроком.
По сути наша память – это внутренний дизайнер, который в зависимости от предпочитаемого им стиля, профессионализма и субъективного взгляда раскрашивает и преобразует исходную картину реального факта в сюжет со схожим, но всегда отличающимся нарративом и антуражем. Так, собственно история и меняется.
В следующей статье хочу поговорить про мифы о безынструментальной детекции лжи.
Подробно разберём тему лжи.
Этой статьей решил начать серию из нескольких текстов в помощь тем, кому по долгу службы (например, в ИБ- или СБ-), да и просто «по жизни» приходится распознавать правду и ложь. Разберем, как выявлять признаки обмана в речи и невербальных проявлениях, изучим удачные скрипты опросных бесед и развенчаем мифы. Но первой статьей хочу поднять тему ошибок памяти. Они случаются сплошь и рядом. Вы будете распознавать ложь, тогда как человек может быть искренне убежден в своей правоте.
Большинство людей считает, что мозг наш работает как видеокамера, а память содержит буквальную запись событий. Но это далеко не так. Доступ к записи может стать затруднительным, яркость впечатлений – поблёкнуть, какие-то части – отсутствовать.
Существует несколько известных эффектов памяти, которые мы должны иметь ввиду при верификации лжи:
1) Мы замечаем то, что наш мозг полагает важным на данный момент, а сигналы, которые оцениваются как несущественные, подавляются.
2) Наши воспоминания – часть связной истории, которую мы постоянно творим из хаоса данных. Если мозг замечает противоречие в этой истории, он старается его устранить, сгладить или забыть. Чтобы это произошло наш мозг существенно корректирует воспоминания.
3) Свидетели, которые обсуждают между собой событие, будут неосознанно приводить свои воспоминания о нём к общему знаменателю. Это одно из когнитивных искажений – «конформность».
4) Общая тема и эмоциональный фон воспоминания сохраняются довольно точно, а детали додумываются. Притом они подбираются таким образом, чтобы не только не противоречить, но подкреплять и усиливать центральную тему и эмоцию. Так «я поймал одного карася» превращается в «я поймал десять карасей и щуку», подчиняясь центральному мессенджу: «отличная была рыбалка».
5) Источник информации стирается из памяти гораздо быстрее, чем сама информация. Важно – что запомнить, а откуда ты это взял – неважно. Это один из ключевых моментов в формировании фейковых новостей и ложных обвинений.
6) То, что мы помним является для нас правдой. И не так важно, в действительности это было или нет: информационная повестка дня рулит. Работает это так. Вы говорите что-то, потом поясняете, что это неправда. Но уже через 3 дня 27% молодых людей и 40% людей среднего возраста, вспоминая утверждение, будут считать это правдой.
7) Эгоцентрическое искажение в памяти. Мы имеем склонность помещать себя в центр историй и присваивать опыт, о котором слышали, читали или смотрели видео. Конечно, совсем невероятные действия мы себе не припишем, но по мелочи можем себе и другим врать изрядно. Помнить, что мы были в зоопарке, который только по телевизору видели, – легко.
8) Внушенные воспоминания: «теперь, когда вы спросили, я начинаю вспоминать». Хорошие психологи могут многое внушить клиенту и фактически заставить поверить в никогда не происходившие события. Это тоже один из важных моментов, которые нужно учитывать, в частности, в харрасменте или семейном насилии с давним сроком.
По сути наша память – это внутренний дизайнер, который в зависимости от предпочитаемого им стиля, профессионализма и субъективного взгляда раскрашивает и преобразует исходную картину реального факта в сюжет со схожим, но всегда отличающимся нарративом и антуражем. Так, собственно история и меняется.
В следующей статье хочу поговорить про мифы о безынструментальной детекции лжи.
Последнее редактирование: