- Регистрация
- 29.05.18
- Сообщения
- 1,778
- Онлайн
- 87д 1ч 36м
- Сделки
- 211
- Нарушения
- 0 / 0
О методах манипуляции сознанием полезно знать всем без исключения. Потому как стать жертвой не хочет никто.
Метод социального доказательства
Иллюстрацию для этого метода можно взять из прошлого. В Советском Союзе люди не задумываясь занимали очередь в магазине, если видели, что ажиотаж нарастает. Только потом узнавали, что за товар привезли на продажу. Срабатывал метод социального доказательства (общественная манипуляция): если все стоят и тратят время, хотят купить, то и мне не помешает.
В современных рыночных условиях такой прием манипуляции также прекрасно работает. Производитель может ничего толком не рассказать о продукте, он просто упомянет, что большинство от него и так в восторге, а потому нужно решаться на приобретение. Мозг человека, соответственно, поддается манипуляции из-за желания сохранить энергию и избавиться от необходимости лишней траты времени и сил на обработку нового массива информации.
Групповое подкрепление и повторение
Приемы манипуляции нередко работают на целые группы людей. Если что-то многократно повторять, то масса людей начнет верить в это.
Например, во многих телешоу и сериалах до сих пор используют закадровый смех, хотя, судя по опросам зрителей, это многих раздражает. Тем не менее, исследования подтверждают, что такого рода социальные манипуляции влияют на восприятие контента. Так, даже если шутки не смешные или абсурдные, но при этом раздается закадровый смех, то в конце просмотра люди посчитают, что в целом шоу было веселым. Не это ли нужно продюсерам и продавцам рекламы на телеканалах?
Подобными же методами пользуются пропагандисты и психологи, которые принимают участие в разворачивании информационной войны. Люди активно начинают верить даже в абсурдные вещи, если им повторять что-то постоянно и с напором.
Мотивация страхом
Например, можно продать человеку средство от накипи в стиральной машине, продемонстрировав гору пришедшего в негодность оборудования на свалке. Домохозяйки боятся новых расходов, а потому скорее потратят лишние пару сотен рублей на эффективное средство, чем будут в страхе ждать потопа и поломки стиральной машинки.
Тот же принцип используют и страховые компании, когда демонстрируют статистику грабежей, разбоев и краж.
Позитивное подкрепление
Например, если сотрудник не видит реальной взаимосвязи между текущими действиями и вознаграждением, удовольствием в будущем, то он не станет усердно работать. Чтобы побудить человека к определенным действиям нужно обещать существенную выгоду в ближайшем будущем. Положительный результат оказывает на личность мощный воспитательный эффект.
Принцип вертикали как прием манипуляции
Управлять людьми очень удобно, если вы находитесь выше их. Именно поэтому некоторые руководители располагают свои кресла в кабинете так, чтобы всегда смотреть на подчиненного сверху. Многие диктаторы практиковали выступление на сценах, которые были значительно выше сидящих или стоящих людей. Это давало огромные преимущества в технике манипуляции, — люди чувствовали мощь отдельного человека еще до того, как он заговаривал с трибуны.
Встроенные речевые команды
Если говорящий хочет донести определенную мысль, то может использовать жесты и интонации. Также нередко в речь включают слова, имеющие позитивную окраску: «добрый», «положительный», «хороший», «успешный», «благополучный» и прочие. Неважно о чем говорит человек со сцены, — при помощи таких приемов можно заложить в сознание аудитории нужные послания.
Социальные манипуляции – как от них защититься?
Приемы манипулирования сознанием людей используются всеми, кому интересна теория массовой коммуникации: маркетологами, рекламистами, руководителями, журналистами, спикерами и публичными личностями. В любом крупном магазине продавцов учат повышать выручку при помощи определенных техник продаж, которые основаны на манипуляции.
Несмотря на это от манипуляций реально защититься, ведь наш мозг уже имеет определенные установки, которые являются барьером для маркетинговых уловок. Единственное, чего стоит опасаться, — немедленно принятых решений. На психику давят необходимостью быстро сориентироваться в выборе. Нередко используют и громкую музыку, ограниченность пространства (вспомните распродажи), чтобы человеку стало не комфортно и защитные функции мозга отключились.
Что касается информационной войны и манипуляций со стороны СМИ, то тут поможет медиаобразование. Оно позволяет развивать и тренировать критическое мышление, не вестись на провокации и более-менее трезво оценивать бесконечный поток новостей.