- Регистрация
- 01.04.20
- Сообщения
- 803
- Онлайн
- 36д 15ч 31м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 2
Когда вы расслаблены, спокойны и интуитивно ощущаете, что все в порядке – жить хорошо. Это значит, ваш мозг в привычной ситуации и включил режим энергосбережения.
Дэниэль Канеман, нобелевский лауреат и автор книги «Думай медленно, решай быстро», называет это состояние когнитивной легкостью. Без этого приятного механизма мы бы находились в состоянии непрерывной паранойи и искали тигров под кроватью.
Но есть у него и обратная сторона.
Как вы определяете, что ситуация действительно безопасная? Вон на той крыше вполне может сидеть снайпер, а в кустах – прятаться медведь. Но вы ходите в магазин каждый день, и в вас ни разу не стреляли. Мозг думает «в прошлый раз же было хорошо? Значит, и сейчас нормально».
То есть вы уверены, что всё в порядке сейчас, основываясь на том, что не было проблем раньше. Вы осознанно выключаете критичность мышления и в таком состоянии можете допустить ошибку.
Есть детская игра, спекулирующая на когнитивной легкости:
Какого цвета помидор? Красный.
Какого цвета кровь? Красная.
На какой свет нужно переходить светофор? …
Принцип «что привычно – то хорошо» сильно влияет на наше мышление. В своих исследованиях психолог Ларри Джакоби предлагал подопытным список вымышленных имён. Спустя какое-то время, он давал второй список и спрашивал, кто из этих людей знаменит. Во втором списке встречались имена из первого, и испытуемые называли их вместе с именами реальных звезд. Ощущение узнавания они по ошибке принимали за знание ответа.
Такие эксперименты проводились с картинами, с лицами, со словами. Всегда с одним результатом – виденное ранее, даже мельком, люди оценивали более положительно.
На этом эффекте работает реклама. Вы вряд ли побежите покупать Кока-Колу, увидев ролик с Санта-Клаусом. Но вы запомните бренд, и когда задумаетесь, какую взять газировку, память услужливо выдаст легкий ответ. Вот только «знакомое» совсем не обязательно не обязательно «лучшее». Чтобы делать такой вывод, нужно пробовать разные продукты и сравнивать их между собой. Впрочем, при прочих равных привычное покажется вам вкуснее.
Когнитивная легкость и решения по наитию приятны. Но иногда полезно задать себе вопрос: «Почему я верю в то, во что верю?»
Интуиция – это одна из форм памяти. Если вы ощущаете твердую уверенность в чем-то, у этого всегда есть причина. Надежная и проверенная обувь может оказаться просто единственной, которую вы носили.
Дэниэль Канеман, нобелевский лауреат и автор книги «Думай медленно, решай быстро», называет это состояние когнитивной легкостью. Без этого приятного механизма мы бы находились в состоянии непрерывной паранойи и искали тигров под кроватью.
Но есть у него и обратная сторона.
Как вы определяете, что ситуация действительно безопасная? Вон на той крыше вполне может сидеть снайпер, а в кустах – прятаться медведь. Но вы ходите в магазин каждый день, и в вас ни разу не стреляли. Мозг думает «в прошлый раз же было хорошо? Значит, и сейчас нормально».
То есть вы уверены, что всё в порядке сейчас, основываясь на том, что не было проблем раньше. Вы осознанно выключаете критичность мышления и в таком состоянии можете допустить ошибку.
Есть детская игра, спекулирующая на когнитивной легкости:
Какого цвета помидор? Красный.
Какого цвета кровь? Красная.
На какой свет нужно переходить светофор? …
Принцип «что привычно – то хорошо» сильно влияет на наше мышление. В своих исследованиях психолог Ларри Джакоби предлагал подопытным список вымышленных имён. Спустя какое-то время, он давал второй список и спрашивал, кто из этих людей знаменит. Во втором списке встречались имена из первого, и испытуемые называли их вместе с именами реальных звезд. Ощущение узнавания они по ошибке принимали за знание ответа.
Такие эксперименты проводились с картинами, с лицами, со словами. Всегда с одним результатом – виденное ранее, даже мельком, люди оценивали более положительно.
На этом эффекте работает реклама. Вы вряд ли побежите покупать Кока-Колу, увидев ролик с Санта-Клаусом. Но вы запомните бренд, и когда задумаетесь, какую взять газировку, память услужливо выдаст легкий ответ. Вот только «знакомое» совсем не обязательно не обязательно «лучшее». Чтобы делать такой вывод, нужно пробовать разные продукты и сравнивать их между собой. Впрочем, при прочих равных привычное покажется вам вкуснее.
Когнитивная легкость и решения по наитию приятны. Но иногда полезно задать себе вопрос: «Почему я верю в то, во что верю?»
Интуиция – это одна из форм памяти. Если вы ощущаете твердую уверенность в чем-то, у этого всегда есть причина. Надежная и проверенная обувь может оказаться просто единственной, которую вы носили.