- Регистрация
- 01.04.20
- Сообщения
- 803
- Онлайн
- 36д 15ч 31м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 2
Дипломированный врач утверждает: 5G делает вас уязвимыми перед коронавирусом.
Прочитав подобное, вы скорее всего пройдёте мимо. Даже если полезете перепроверять, отнесётесь к заявлению со скепсисом.
Но для многих штампа «врач» будет достаточно, чтобы принять на веру и пересказать острую новость всем знакомым. Знакомые, в свою очередь, поверят ещё больше – ведь информация пришла от "своего". СМИ подхватывают хайповую тему – и вуаля. На ровном месте возникает паника, люди в развитых странах сжигают вышки в духе Безумного Макса, оставляя себя без связи.
Бельгийский врач Крис Ван Керкховен действительно делал такое заявление. Вот только, он сказал: «Я не проверял этот факт, но связь возможна». Согласитесь, звучит не так радикально? Но СМИ упрощают информацию из первоисточника, превращают её в информационный фастфуд. Заголовок в газете превратился в «5G-связь опасна, и никто об этом не знает».
Популярное издание + простота подачи информации превращаются в тротиловую смесь.
Авторы термина, Кэсс Санстейн и Тимур Куран называют это коллективное искажение каскадом доступной информации (КДИ) – коллективная вера во что-то становится тем сильнее, чем чаще об этом говорят в СМИ. А спрос, как известно, рождает предложение.
Так откровенно желтый заголовок в одной газете может привести к всеобщей панике и масштабным действиям правительства.
Тут задействованы сразу несколько искажений - групповое мышление в виде говорящих об этом знакомых, принцип авторитета, когда это повторяют известные люди, как у нас Михалков или в Британии конспиролог Дэвид Айк, и, конечно, игра на эмоциях: пугающие заголовки и громкие заявления в духе «ваших детей зомбируют! Нужно срочно что-то делать!»
К сожалению, люди не всегда проверяют информацию, которую слышат от «умных парней из телевизора». Зато охотно её распространяют.
Такая же ситуация была с ГМО. Совершенно абсурдный миф: выведенные методом селекции «натуральные» томаты на прилавке – в сущности такие же мутанты. Однако, на продуктах до сих пор пишут «не содержит ГМО». Пользы в этом, как в надписи «с НЛО не контактировал».
Ещё более вредный миф про прививки вырос из единственной публикации, которую впоследствии опровергли, отозвали из журнала, а автора Эндрю Уэйкфилда поймали на подтасовке фактов.
Есть ещё много примеров работы КДИ.
Как с ним бороться?
Прежде, чем поддаться панике, нужно спросить: «Кто это сказал? Как это работает? Чем докажете?» - и найти по нескольку источников с ответами.
А в споре с человеком, которого ввел в заблуждение каскад свободной информации, можно предложить вместе поискать первоисточник.
Бороться с одной ошибочной статьёй будет проще, чем с всеобщим знанием, которое подтвердил даже известный режиссёр.
Прочитав подобное, вы скорее всего пройдёте мимо. Даже если полезете перепроверять, отнесётесь к заявлению со скепсисом.
Но для многих штампа «врач» будет достаточно, чтобы принять на веру и пересказать острую новость всем знакомым. Знакомые, в свою очередь, поверят ещё больше – ведь информация пришла от "своего". СМИ подхватывают хайповую тему – и вуаля. На ровном месте возникает паника, люди в развитых странах сжигают вышки в духе Безумного Макса, оставляя себя без связи.
Бельгийский врач Крис Ван Керкховен действительно делал такое заявление. Вот только, он сказал: «Я не проверял этот факт, но связь возможна». Согласитесь, звучит не так радикально? Но СМИ упрощают информацию из первоисточника, превращают её в информационный фастфуд. Заголовок в газете превратился в «5G-связь опасна, и никто об этом не знает».
Популярное издание + простота подачи информации превращаются в тротиловую смесь.
Авторы термина, Кэсс Санстейн и Тимур Куран называют это коллективное искажение каскадом доступной информации (КДИ) – коллективная вера во что-то становится тем сильнее, чем чаще об этом говорят в СМИ. А спрос, как известно, рождает предложение.
Так откровенно желтый заголовок в одной газете может привести к всеобщей панике и масштабным действиям правительства.
Тут задействованы сразу несколько искажений - групповое мышление в виде говорящих об этом знакомых, принцип авторитета, когда это повторяют известные люди, как у нас Михалков или в Британии конспиролог Дэвид Айк, и, конечно, игра на эмоциях: пугающие заголовки и громкие заявления в духе «ваших детей зомбируют! Нужно срочно что-то делать!»
К сожалению, люди не всегда проверяют информацию, которую слышат от «умных парней из телевизора». Зато охотно её распространяют.
Такая же ситуация была с ГМО. Совершенно абсурдный миф: выведенные методом селекции «натуральные» томаты на прилавке – в сущности такие же мутанты. Однако, на продуктах до сих пор пишут «не содержит ГМО». Пользы в этом, как в надписи «с НЛО не контактировал».
Ещё более вредный миф про прививки вырос из единственной публикации, которую впоследствии опровергли, отозвали из журнала, а автора Эндрю Уэйкфилда поймали на подтасовке фактов.
Есть ещё много примеров работы КДИ.
Как с ним бороться?
Прежде, чем поддаться панике, нужно спросить: «Кто это сказал? Как это работает? Чем докажете?» - и найти по нескольку источников с ответами.
А в споре с человеком, которого ввел в заблуждение каскад свободной информации, можно предложить вместе поискать первоисточник.
Бороться с одной ошибочной статьёй будет проще, чем с всеобщим знанием, которое подтвердил даже известный режиссёр.