- Регистрация
- 23.05.18
- Сообщения
- 825
- Онлайн
- 63д 17ч 54м
- Сделки
- 37
- Нарушения
- 0 / 0
Повторение одних и тех же слов делает их более убедительными, независимо от того, являются ли они правдой или нет. Осознание данной уловки может помочь Вам не купиться на чью-либо пропаганду.
«Повторяй ложь до тех пор, пока она не превратится в правду».
Многие историки считают, что данный закон часто применял Йозеф Геббельс, один из самых известных пропагандистов Третьего Рейха. В психологии данный эффект называют «иллюзией правды». Типичный эксперимент по изучению влияния этого метода воздействия выглядит следующим образом: участникам предлагают оценить, насколько правдивыми являются такие тривиальные утверждения, как, например, «Чернослив – это сушёная слива». В одних случаях подобные утверждения являются правдивыми (как приведённое выше), в других участники имеют дело с их параллельной версией, которая не соответствует действительности (что-то вроде «Финик – это сушёная слива»).
После перерыва, который может занимать несколько минут или даже недель, участникам эксперимента снова предлагают пройти ту же самую процедуру, однако в этот раз им предлагают оценить как уже известные (те, что им давали на первом этапе), так и новые утверждения. Основной вывод заключается в том, что люди склонны считать правдивыми вещи, с которыми они уже сталкивались ранее, независимо от того, являются ли они истинными или нет.
Выходит, если ложь повторять достаточно часто, то, в конечном счёте, она превратится в правду. И если Вы посмотрите вокруг себя, то, возможно, начнёте думать, что все, начиная от рекламодателей и заканчивая политиками, пользуются в своих корыстных интересах данной слабостью человеческой психики.
Однако то, что действует в лабораторных условиях, не всегда оказывается эффективным в реальном мире. Если бы неоднократное повторение действительно превращало ложь в правду, тогда не было бы необходимости в использовании других методов убеждения.
«Иллюзия правды» может оказаться опасным оружием в руках таких пропагандистов, как Йозеф Геббельс
Одним из главных препятствий является то, что Вы уже знаете. Недавно группа учёных под руководством Лизы Фацио из Вандербильтского университета решила проверить, как эффект «иллюзии правды» взаимодействует с нашими априорными знаниями. Способен ли он повлиять на то, что нам уже известно? В эксперименте они использовали парные утверждения: одно из них было правдивым, другое – ложным. Однако они разделили их, исходя из возможных знаний участников (утверждение «Тихий океан – самый большой океан на Земле» является примером известных, правдивых вещей; в свою очередь, утверждение «Атлантический океан – самый большой океан на Земле» неверно, и люди наверняка знают это).
Результаты эксперимента показали, что эффект «иллюзии правды» работал одинаково сильно как для знакомых, так и для неизвестных вещей. Это говорит о том, что априорные знания не защищают нас от влияния повторений лжи!
Чтобы охватить все вопросы, учёные провели ещё два исследования. В первом из них участникам предложили оценить по шестибалльной шкале, насколько правдивыми являются предложенные утверждения; во втором они должны были классифицировать каждый факт как «истину» или «ложь». Повторение увеличило вероятность того, что утверждение будет классифицировано как истинное. Что касается вещей, которые на самом деле были реальными или вымышленными, известными или неизвестными, то оно заставляло их казаться более правдоподобными.
Повторение способно сделать так, чтобы ложь звучала более правдоподобно
На первый взгляд это выглядит как плохая новость для человеческой рациональности, однако мы не можем не подчеркнуть тот факт, что при интерпретации психологической науки Вы должны, прежде всего, смотреть на реальные цифры.
Фацио и её коллеги в действительности обнаружили, что наибольшее влияние на определение правдивости утверждения оказывало то, было ли оно на самом деле истинным. Эффект повторения не мог скрыть правду. Несмотря на его непосредственное применение или отсутствие, люди всё равно были склонны верить реальным фактам в противовес лжи.
Это говорит о том, что повторение действительно способно заставить вещи казаться нам более правдоподобными, даже если истина нам известна, однако оно не может пошатнуть наши знания.
Следующий вопрос, который нужно выяснить – почему так происходит? Это, прежде всего, связано с усилиями, которые мы применяем для того, чтобы логически оценить каждый кусочек слышимой информации. Если бы Вы каждый раз слышали то, что необходимо оценить, исходя из уже имеющихся знаний, то Вы бы за ужином всё ещё думали о завтраке. По причине того, что нам нужно принимать быстрые решения, мы используем методы, требующие наименьших затрат времени и сил – эвристики, которые чаще оказываются верными, нежели наоборот. Судить об истинности чего-либо, основываясь на том, как часто Вы об этом слышали – это всего лишь одна из стратегий. В любой сфере, где истина повторяется чаще, чем ложь (с перевесом даже в один процент), при оценке фактов будет действовать это быстрое и «грязное» правило.
Иллюзия правды не является неизбежной – будучи вооружёнными знаниями, мы можем ей противостоять
Люди, которые осознают эффект «иллюзии правды», имеют возможность оградить себя от его влияния. Каким образом? Они могут дважды проверить то, почему во что-либо верят – если какая-то вещь звучит правдоподобно, это потому, что она действительно таковой является или мы просто слышали о ней неоднократно? Именно поэтому учёные так помешаны на предоставлении ссылок – так мы можем проследить происхождение любого утверждения, вместо того чтобы принимать его на веру.
Как бы там ни было, «иллюзия правды» налагает на нас обязательства перестать повторять ложь. Мы живём в мире, где факты имеют большое значение, поэтому это так важно. Если Вы повторяете вещи, не удосужившись проверить их истинность, то помогаете превращать наш мир в место, где трудно отличить ложь от правды. Так что, пожалуйста, думайте, прежде чем что-либо повторять.
«Повторяй ложь до тех пор, пока она не превратится в правду».
Многие историки считают, что данный закон часто применял Йозеф Геббельс, один из самых известных пропагандистов Третьего Рейха. В психологии данный эффект называют «иллюзией правды». Типичный эксперимент по изучению влияния этого метода воздействия выглядит следующим образом: участникам предлагают оценить, насколько правдивыми являются такие тривиальные утверждения, как, например, «Чернослив – это сушёная слива». В одних случаях подобные утверждения являются правдивыми (как приведённое выше), в других участники имеют дело с их параллельной версией, которая не соответствует действительности (что-то вроде «Финик – это сушёная слива»).
После перерыва, который может занимать несколько минут или даже недель, участникам эксперимента снова предлагают пройти ту же самую процедуру, однако в этот раз им предлагают оценить как уже известные (те, что им давали на первом этапе), так и новые утверждения. Основной вывод заключается в том, что люди склонны считать правдивыми вещи, с которыми они уже сталкивались ранее, независимо от того, являются ли они истинными или нет.
Выходит, если ложь повторять достаточно часто, то, в конечном счёте, она превратится в правду. И если Вы посмотрите вокруг себя, то, возможно, начнёте думать, что все, начиная от рекламодателей и заканчивая политиками, пользуются в своих корыстных интересах данной слабостью человеческой психики.
Однако то, что действует в лабораторных условиях, не всегда оказывается эффективным в реальном мире. Если бы неоднократное повторение действительно превращало ложь в правду, тогда не было бы необходимости в использовании других методов убеждения.
«Иллюзия правды» может оказаться опасным оружием в руках таких пропагандистов, как Йозеф Геббельс
Одним из главных препятствий является то, что Вы уже знаете. Недавно группа учёных под руководством Лизы Фацио из Вандербильтского университета решила проверить, как эффект «иллюзии правды» взаимодействует с нашими априорными знаниями. Способен ли он повлиять на то, что нам уже известно? В эксперименте они использовали парные утверждения: одно из них было правдивым, другое – ложным. Однако они разделили их, исходя из возможных знаний участников (утверждение «Тихий океан – самый большой океан на Земле» является примером известных, правдивых вещей; в свою очередь, утверждение «Атлантический океан – самый большой океан на Земле» неверно, и люди наверняка знают это).
Результаты эксперимента показали, что эффект «иллюзии правды» работал одинаково сильно как для знакомых, так и для неизвестных вещей. Это говорит о том, что априорные знания не защищают нас от влияния повторений лжи!
Чтобы охватить все вопросы, учёные провели ещё два исследования. В первом из них участникам предложили оценить по шестибалльной шкале, насколько правдивыми являются предложенные утверждения; во втором они должны были классифицировать каждый факт как «истину» или «ложь». Повторение увеличило вероятность того, что утверждение будет классифицировано как истинное. Что касается вещей, которые на самом деле были реальными или вымышленными, известными или неизвестными, то оно заставляло их казаться более правдоподобными.
Повторение способно сделать так, чтобы ложь звучала более правдоподобно
На первый взгляд это выглядит как плохая новость для человеческой рациональности, однако мы не можем не подчеркнуть тот факт, что при интерпретации психологической науки Вы должны, прежде всего, смотреть на реальные цифры.
Фацио и её коллеги в действительности обнаружили, что наибольшее влияние на определение правдивости утверждения оказывало то, было ли оно на самом деле истинным. Эффект повторения не мог скрыть правду. Несмотря на его непосредственное применение или отсутствие, люди всё равно были склонны верить реальным фактам в противовес лжи.
Это говорит о том, что повторение действительно способно заставить вещи казаться нам более правдоподобными, даже если истина нам известна, однако оно не может пошатнуть наши знания.
Следующий вопрос, который нужно выяснить – почему так происходит? Это, прежде всего, связано с усилиями, которые мы применяем для того, чтобы логически оценить каждый кусочек слышимой информации. Если бы Вы каждый раз слышали то, что необходимо оценить, исходя из уже имеющихся знаний, то Вы бы за ужином всё ещё думали о завтраке. По причине того, что нам нужно принимать быстрые решения, мы используем методы, требующие наименьших затрат времени и сил – эвристики, которые чаще оказываются верными, нежели наоборот. Судить об истинности чего-либо, основываясь на том, как часто Вы об этом слышали – это всего лишь одна из стратегий. В любой сфере, где истина повторяется чаще, чем ложь (с перевесом даже в один процент), при оценке фактов будет действовать это быстрое и «грязное» правило.
Иллюзия правды не является неизбежной – будучи вооружёнными знаниями, мы можем ей противостоять
Люди, которые осознают эффект «иллюзии правды», имеют возможность оградить себя от его влияния. Каким образом? Они могут дважды проверить то, почему во что-либо верят – если какая-то вещь звучит правдоподобно, это потому, что она действительно таковой является или мы просто слышали о ней неоднократно? Именно поэтому учёные так помешаны на предоставлении ссылок – так мы можем проследить происхождение любого утверждения, вместо того чтобы принимать его на веру.
Как бы там ни было, «иллюзия правды» налагает на нас обязательства перестать повторять ложь. Мы живём в мире, где факты имеют большое значение, поэтому это так важно. Если Вы повторяете вещи, не удосужившись проверить их истинность, то помогаете превращать наш мир в место, где трудно отличить ложь от правды. Так что, пожалуйста, думайте, прежде чем что-либо повторять.