• Добро пожаловать в Пиратскую Бухту! Чтобы получить полный доступ к форуму пройдите регистрацию!
  • Гость, стой!

    В бухте очень не любят флуд и сообщения без смысловой нагрузки!
    Чтобы не получить бан, изучи правила форума!

    Если хотите поблагодарить автора темы, или оценить реплику пользователя, для этого есть кнопки: "Like" и "Дать на чай".

Как меняется мозг при обучении

Dalla$

Мичман
Писатель
Регистрация
19.09.17
Сообщения
408
Онлайн
42д 4ч 15м
Сделки
68
Нарушения
0 / 2
В ученом мире многие десятилетия не подвергался сомнениям тот факт, что мозг человека не меняется на протяжении его жизни. Однако мы с вами уже знаем, что это не так, знаем про нейрогенез и даже то, как на него влиять. Сегодня затронем другое мегаважное явление – нейропластичность мозга. Это свойство мозга изменяться под воздействием какого-либо воздействия. Например, сюда можно отнести восстановление нейронных связей после повреждения мозга инсультами, травмами; улучшение слуха у потерявших зрение за счет «переквалификации» нейронов зрительной области или формирование новых нейронных связей при обучении.

Зная механизмы нейропластичности, можно понять некоторые вещи, например, почему после двух недель обучения мы в совершенстве расшифровываем электрограмму, но через еще одну наш мозг чист, как лист бумаги. Более того, это поможет целенаправленно менять свой мозг в сторону прочного усвоения навыков. Всё, не буду более томить вас мотивашками и перейду к сути.


В 1990-ые годы ученым Альваро Паскуаль-Леоне (ныне директор Медицинского центра Бет Израэль Диконесс при Гарвардской медицинской школе, доктор медицины и доктор физиологии) было проведено исследование на слепых людях, изучавших азбуку Брайля – алфавита для слепых, в котором буквы представлены в виде выпуклых точек на бумаге. Для того, чтобы прочесть написанное, человек «сканирует» текст, двигая указательными пальцами по точкам. Испытуемые изучали азбуку Брайля в течение года: вначале пять дней в неделю по два часа в день, а затем час дома. При этом изучению подвергался и их мозг: ученый отслеживал, как у испытуемых меняется область мозга, отвечающая за чтение по азбуке Брайля (области мозга, отвечающие за его восприятие части тела, называются картами; в данном случае мы имеем дело с картой указательного пальца).

Конечно же, карты указательных пальцев у испытуемых были больше, чем у людей, не изучавших азбуку Брайля. При этом карта увеличивалась по мере увеличения скорости чтения, что тоже вполне ожидаемо. Однако, еженедельные паттерны изменений в мозгу прервали череду очевидных результатов. Каждую пятницу (конец тренировочной недели) и понедельник (начало тренировочной недели после двух дней выходных) у испытуемых измерялся размер карты указательного пальца. Паскуаль-Леоне обнаружил, что эти размеры карт в эти дни были разными. С самого начала исследования карты, полученные в пятницу, демонстрировали очень быстрое и значительное расширение, но к понедельнику они возвращались к своему исходному размеру. Пятничные карты продолжали расти в течение шести месяцев, но упорно возвращались к исходному состоянию каждый понедельник. Примерно через шесть месяцев изменение пятничных карт стало не настолько интенсивным, как в первые полгода. В картах же, получаемых в понедельник, наблюдалась противоположная тенденция. До окончания шести месяцев обучения они не менялись; затем начиналось их медленное увеличение, которое остановилось через десять месяцев обучения. Скорость, с которой испытуемые читали азбуку Брайля, в большей степени соответствовала картам понедельника, и хотя зафиксированные в эти дни изменения не были такими значительными, как по пятницам, они носили более устойчивый характер . По окончании десяти месяцев участники эксперимента сделали двухмесячный перерыв в обучении. Когда они вернулись к занятиям, было проведено новое картирование их мозга, которое показало, что их карты не изменились с момента картирования в последний понедельник два месяца назад. Таким образом, обучение приводило к значительным краткосрочным изменениям в течение недели. Однако по понедельникам, после выходных, наблюдались более устойчивые изменения.
При обучении мозг претерпевает 2 вида пластических изменений: быстрые и медленные. Быстрые изменения (наблюдаемые в пятницу) усиливают существующие нейронные связи и выявляют нервные пути, преданные забвению. Более медленные, но стабильные изменения (фиксируемые в понедельник) предполагают формирование принципиально новых структур и возможное «выращивание» новых связей и синапсов.


Понимание этого эффекта «черепахи и зайца» может помочь нам разобраться с тем, что мы должны делать для того, чтобы в совершенстве овладеть новым навыком. После короткого периода тренировки, как это бывает, когда, к примеру, нам нужно срочно подготовиться к сдаче экзамена, достаточно просто добиться улучшений, поскольку в данном случае мы усиливаем существующие синаптические связи. Однако мы быстро забываем то, что «вызубрили», потому что подобные связи так же легко уходят, как приходят. Для того чтобы сохранить улучшения и сделать навык постоянным, необходима медленная настойчивая работа, позволяющая сформировать новые связи.


Если человек, осваивающий какой-либо навык, не замечает каких-либо успехов, он должен упорно тренироваться до тех пор, пока он не добьется «эффекта понедельника» (помним, что людям, изучающим азбуку Брайля, для этого потребовалось шесть месяцев). Очевидно, что у людей, схватывающих «на лету», быстрые изменения происходят раньше, чем у тех, кому обучение дается сложно. Однако, это не гарантирует того, что через некоторое время упорно трудившийся учение будет все так же отставать от счастливого «способного ученика» - потрудиться придется обоим.
 
Сверху