- Регистрация
- 17.10.16
- Сообщения
- 99
- Онлайн
- 4ч 5м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 1
Скопизжено.
....
Имидж, в переводе на русский значит образ. То есть то, как нас видят, - то впечатление, которое получают от нашей внешности, от того, как мы одеты, причесаны, какая у нас осанка и походка. И, прежде всего, мы, естественно, заботимся именно о том, как мы выглядим: ведь «по одежке встречают». А голосу, тому, как мы говорим, как нас слышат, мы часто не придаем особого значения. Тем не менее, наш голос рисует для окружающих нас людей звуковой портрет нашей личности. Краски голоса: тембр, высота, интонации, ритм, дикция, - все это складывается в единую картину, которая оказывает мощное влияние на наш имидж. Как правило, изнутри, из «первой позиции», трудно оценить это влияние.
Но, когда речь идет не о нас самих, когда мы наблюдаем за другими людьми, обнаруживается следующее: если то, что мы видим, не соответствует тому, что слышим, у нас возникает весьма неприятное ощущение фальши, сознательного, но неумелого надувательства. Причем, нам кажется, что обманывает именно внешность, а голос «выдает истинные намерения». Мало того, на каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что звучание голоса вступает в противоречие с самим содержанием речи.
Например: словами ваш собеседник выражает уверенность, а голос звучит тускло, дикция невнятная и окончание фразы тише, чем ее начало…. Мы можем и не фиксировать эти нюансы сознательно, но именно они дают информацию подсознанию: это неправда, он вовсе не уверен в том, что говорит, сомневается, но пытается выдать желаемое за действительное.
Или же некто выражает вам сочувствие, но вы почему-то воспринимаете его речь в штыки, вам кажется, что это «наезд», обвинение или попытка «надавить». А дело ведь не в словах, - это голос собеседника моделирует интонацию агрессии, возмущения: по «мелодии» она напоминает звук заводящегося мотоцикла.
А вот противоположная ситуация: некто говорит вам вещи недоказуемые, сомнительные, но в голосе есть нечто «подкупающее», голос звучит так искренно и убедительно, что вы невольно верите каждому слову. То есть, если проанализировать даже свой собственный коммуникативный опыт, становится ясно, что на имидж, на личностное восприятие, голос влияет ничуть не меньше, чем содержание речи и внешность. А, на самом деле, намного больше: если видимые образы и логическая составляющая речи принимается нашим сознанием, то невербальные составляющие голоса влияют непосредственно на подсознание, которое, по мнению психологов, в мыслительных процессах занимает 95- 97 процентов.
Голос мой – враг мой.
Выходит, голос не лжет? Значит ли это, что, если мы научимся слышать и распознавать голосовые нюансы, то сможем «сканировать» людей понимать их истинные мотивы и намерения? До некоторой степени, это действительно так. Несоответствие параметров голоса и других факторов (внешности, содержания речи) создает «неконгруэнтность» образа человека, разрушает его имидж, подрывает доверие к его словам. И, владение навыками аудиальной калибровки дает нам возможность с большой достоверностью судить о состоянии, настроении, характере и намерениях человека.
Но. Как показывает практика, голосовые дефекты в большинстве случаев возникают вовсе не из-за того, что человек намеренно лжет: беда в том, что многие из нас просто не владеют собственным голосом. Это является причиной огромного количества конфликтов и испорченных отношений, препятствием карьерного роста и развитию других способностей человека. Приходилось ли вам попадать в неприятную ситуацию, когда ваши слова были неправильно истолкованы, хотя формулировки были продуманы и корректны?
"Я просто спрашиваю у дочери по телефону, где она сейчас находится, а она мне – «мама, что случилось?! Почему ты меня так пугаешь?!». И так – каждый раз! Она говорит, что в моем голосе ей слышится паника. Я бы решила, что это дочь как-то по-особенному меня воспринимает, но похожие жалобы поступают периодически и от моих пациентов (я врач – кардиолог). Я очень переживаю и не знаю, как с этим быть".
"Недавно я получил руководящую должность. Я был совершенно уверен, что справлюсь: у меня достаточно опыта, образования, я хороший организатор. Но у меня не складываются отношения с подчиненными. Либо мои указания не воспринимаются, как директивы, я, видимо, говорю слишком мягко, по-дружески, что ли. Либо, когда я пытаюсь сделать голос жестче, люди обижаются, и нормального сотрудничества не получается. А ведь в моих словах нет ни панибратства, ни агрессии, - ничего личного, просто рабочие указания".
"Я сам знаю, что говорю тихо, быстро и невнятно, бормочу, в общем. И я понимаю, что это может раздражать и, совершенно точно мешает нормальному общению. Кстати, я, практически, уверен, что мой голос – причина того, что я до сих пор не получил повышение. Бывает так: в общем обсуждении я высказываю какую-то идею, и никто не обращает на это внимания. А, буквально, в следующее мгновенье кто-то повторяет ту же мысль, теми же самыми словами! И все подхватывают – да, здорово, это то, что надо!"
Голосовые зажимы.
Почему же наш собственный голос так нас подводит, не слушается, изменяет? Выдает то, что мы не чувствуем, чего и в мыслях не было, а те чувства, которые мы хотели бы проявить, - скрывает, искажает мысли, которые мы хотели бы высказать?
Есть целый комплекс причин, по которым мы «теряем связь» с нашим голосом.
Это социальные правила и условности, рождающие голосовые зажимы.
- зажим челюсти – «хорошие мальчики терпят боль без криков»;
- зажим гортани – «хорошие девочки не плачут»;
- зажим губ – «хочу высказаться, но не воздержусь»;
Это «шумосфера» города, настолько агрессивная, что наше подсознание ставит «защитные фильтры». А слух и голос две стороны одной медали: блокируется слух – страдает голос.
Это социальные страхи. Прежде всего, страх ответственности за свои слова: страх быть услышанным и понятым.
Это «подарки» семейной и социальной среды: «застрявшие» тембры и интонации, которые изначально принадлежат не нам, а, например, маме или папе, подростковой тусовке или даже героям фильмов. Мы давно уже не дети, но наш голос продолжает действовать по старым шаблонам. Эти интонации мы не слышим, не замечаем у себя, а потому не контролируем. Одной и той же интонацией (например, интонацией жалобы) мы пытаемся выразить самые разные чувства, меняя всякий раз слова, но на деле транслируется только одна эмоция, присущая этой интонации. Сами мы не вкладываем в наши слова эту эмоцию, но наши собеседники реагируют именно на нее, а не на логическую составляющую нашей речи.
Все эти зажимы и старые голосовые шаблоны стоят на пути естественного самовыражения, искажают наш внутренний и внешний образ, препятствуют формированию нашего имиджа успешного человека и, в конечном счете, отрицательно влияют на наши отношения с другими людьми, и в личной жизни, и в рабочем контексте.
Имидж успешного человека.
И все же – это тот же самый голос, который в первый раз произнес «мама», и это был праздник для вас и для всех окружающих. Прежде чем «строить голосовой имидж», необходимо открыть внутри себя этот первозданный голос, «голос-сырец», из которого потом можно будет вылепить прекрасное произведение искусства. Ваш природный голос есть отражение вашего внутреннего, изначального образа, и, возвращая естественное звучание голоса, мы возвращаем себе личностную целостность, душевное и телесное здоровье. Это большая работа, но очень приятная и результативная!
Заботясь об имидже, прежде всего, мы хотим преподносить себя так, чтобы каждое наше слово достигало цели.
Для имиджа сильного, уверенного человека, наша речь должна обладать следующими параметрами:
1. Свободное, естественное звучание, умение говорить «в полный голос»;
2. Использование резонатора груди;
3. Владение интонацией утверждения;
4. Хорошо артикулированная, дикционно проработанная речь.
5. Умеренный темп речи.
Упражнения для голоса.
1. Природный голос.
Работать с голосом самостоятельно, без обратной связи со стороны, непросто. Но все же есть несколько моментов, когда вы можете «поймать» свой природный голос: когда вы безудержно смеетесь, или зеваете, или стонете, или вздыхаете «из глубины души». Голос, поставленный на дыхание, приобретает силу, громкость, надежность, особенно если вы подключите к процессу звучания диафрагму (самую большую мышцу тела, отделяющую органы пищеварения от органов дыхания). Во время смеха, например, положите руку на верхнюю часть живота, и вы почувствуете, как диафрагма непроизвольно сокращается, давая голосу мощный импульс, снимая нагрузку с голосовых связок.
2. Резонатор груди.
Если во время озвученного вздоха вы прижмете руку к груди, то сможете ощутить вибрацию. Постарайтесь усилить ощущение вибрации под ладонью, с каждым разом продлевая звучание голоса (не бойтесь широко открыть рот). Таким образом «раззвучивается» резонатор груди, - самый главный коммуникативный резонатор, придающий голосу доверительность и, одновременно, силу. А когда звук соединяется с дыханием (озвученный выдох), это делает голос «теплым», естественным, живым. Возможно, такое звучание окажется для вас неожиданным и даже шокирующим: как, это я издаю такие звуки?! Да, вы. Знакомьтесь, привыкайте – это ваш голос!
Полноценному звучанию резонатора груди чаще всего мешают зажимы гортани, губ и нижней челюсти. Именно эти зажимы «не пускают» голос внутрь тела, не дают ему приобрести объем, глубину и бархатистость, присущую нижним резонаторам.
Проделайте следующее упражнение:
Возьмитесь рукой за подбородок, "повесьте" руку, как на крючок, так, чтобы рот открывался только под тяжестью вашей руки, а не мышцами челюсти. На длинном озвученном выдохе произносите слоги Ба, Ва, Га, и так далее – по алфавиту. Вторую руку держите на груди, усиливая вибрацию под ладонью. Гортань открыта на полузевке (для начала можно позевать и в полную силу). Язык (посмотрите в зеркало) свободно лежит за зубами, корень опущен, как если бы вы показывали горло врачу. Рот при этом вытянут вертикальным овалом, а губы расслаблены. Каждый слог произносится с чувством облегчения, будто бы вы говорите: ну, наконец-то!
Когда это упражнение станет для вас привычным и комфортным, возьмите любой текст, подчеркните в нем все ударные гласные А и О, и читайте, останавливаясь на этих гласных, распевая их как в предыдущем упражнении. Затем переходите к остальным гласным. Постепенно вы привыкните к такой певучей и объемной речи и сможете пользоваться резонатором груди естественным образом, не контролируя специально его звучание.
3. Интонация утверждения придает вашему голосу вес, вашей речи – значительность.
Эта интонация начинается на высоком тоне и заканчивается на самой низкой ноте, которую может издать ваш голос. Произнесите короткое предложение «Это я» так, чтобы «Это» звучало высоко, а «я» - низко. Делая на последнем слове («я») ударение. Между словами можно сделать небольшую паузу, это поможет акцентировать ударное слово. Если вы все сделали правильно, то ни у кого не возникнет сомнения, вы – это ВЫ, и двух мнений тут быть не может.
Но, по моему опыту, в использовании этой интонации часто допускаются ошибки.
Например:
- Если в конце голос опускается недостаточно низко и безударно, то фраза звучит неуверенно.
- Если голос опускается недостаточно низко, но с сильным акцентом в конце, вместо уверенности, ваш собеседник почувствует, что на него давят, приказывают, диктуют, что обязательно вызовет реакцию сопротивления.
- Если голос опускается низко, но в самый последний момент чуть-чуть поднимается вверх, складывается впечатление, что вы чего-то недоговариваете.
- Если голос опускается низко, но после акцента продолжает «ехать» вниз, это значительно смягчает интонацию, сигнализирует о том, что вы готовы уступить.
- Если голос от верхнего к нижнему тону постепенно «съезжает», а не «прыгает», - это вообще другая интонация, которая, в зависимости от нюансов, может означать различные эмоции: от жалобы до наезда.
Разумеется, интонация утверждения не единственная, которой нужно владеть для достижения успеха. Но она для этой цели совершенно необходима, и во многих ситуациях является настоящей «палочкой-выручалочкой». Если вы освоите эту интонацию, можете быть уверены: ваши слова всегда будут иметь вес и восприниматься всерьез.
Заниматься интонациями, мелодией речи, самостоятельно – очень сложно. Помочь вам в этом может диктофон: записывайте себя и прослушивайте свою речь внимательно, как если бы хотели перенести модуляции вашего голоса на бумагу, с помощью нот или графика.
4. Дикционно проработанная, хорошо артикулированная речь необходимо для того, чтобы наши собеседники или слушатели слышали и понимали, что мы им говорим. Почему же, при отсутствии явных дефектов речи, мы так часто «глотаем» слова, недоговариваем окончания, мямлим согласные, а гласные произносим так, что они не похожи сами на себя?
Плохая дикция это еще один зажим, порожденный социальным страхом – страхом быть услышанным и понятым!
Много ли вы встречали в своей жизни людей с отличной дикцией? Думаю – нет. И рискну предположить, что эти люди обладали одним общим качеством: уверенность в себе, убежденность в своих словах. Речь такого человека транслирует следующий сигнал: «Я уважаю себя и я отвечаю за свои слова; я уважаю других настолько, что говорю ясно, не заставляя собеседника прислушиваться и переспрашивать».
Даже очень тихая, но отчетливая речь производит впечатление значимой и уверенной, притягивает внимание слушателей, убеждает серьезно относиться к смыслу произносимого.
В качестве самостоятельного упражнения, посвятите хотя бы пятнадцать минут в день тому, чтобы отслеживать ясное звучание каждой буквы каждого слова, которое вы произносите. Для самоконтроля можно использовать диктофон.
5. Умеренный темп речи.
Нам почему-то кажется, что чем быстрее мы говорим, чем больше информации втиснем в единицу времени, - тем лучше наша речь достигнет цели. Быстрая речь неизбежно ведет за собой повышение тона голоса, и эти два фактора вместе дают эффект суетливости, эмоциональной неустойчивости.
Уверенная, «весомая» речь это речь достаточно медленная, с осмысленными логическими паузами. Но нельзя замедлять речь только за счет пауз: в таком случае речевой поток будет рваным и трудно воспринимаемым. Медленный темп достигается, прежде всего, распевностью гласных: такая речь не только создает ощущения спокойствия и солидности, она еще и мелодична, ее приятно слушать. А если мы сохраняем умеренный темп речи в кризисной ситуации, мы сможем, благодаря этому, не только сохранить свое собственное стабильное состояние, - мы внушим это спокойствие и окружающим нас людям.
Совершенствуя собственный голос и, таким образом, формируя имидж уверенного, успешного человека, очень скоро вы ощутите, как меняются и ваши отношения с другими людьми, и ваше внутреннее состояние, как бы подстраиваясь под тот образ, который вы создали. Это – «закон обратной реакции»: физические и психические факторы взаимно влияют друг на друга, подобно двум ядрам на одной цепи.
Владение голосом – ключ к созданию нужного вам имиджа, инструмент продуктивной коммуникации, цемент для создания прочных, сбалансированных отношений.
....
Имидж, в переводе на русский значит образ. То есть то, как нас видят, - то впечатление, которое получают от нашей внешности, от того, как мы одеты, причесаны, какая у нас осанка и походка. И, прежде всего, мы, естественно, заботимся именно о том, как мы выглядим: ведь «по одежке встречают». А голосу, тому, как мы говорим, как нас слышат, мы часто не придаем особого значения. Тем не менее, наш голос рисует для окружающих нас людей звуковой портрет нашей личности. Краски голоса: тембр, высота, интонации, ритм, дикция, - все это складывается в единую картину, которая оказывает мощное влияние на наш имидж. Как правило, изнутри, из «первой позиции», трудно оценить это влияние.
Но, когда речь идет не о нас самих, когда мы наблюдаем за другими людьми, обнаруживается следующее: если то, что мы видим, не соответствует тому, что слышим, у нас возникает весьма неприятное ощущение фальши, сознательного, но неумелого надувательства. Причем, нам кажется, что обманывает именно внешность, а голос «выдает истинные намерения». Мало того, на каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что звучание голоса вступает в противоречие с самим содержанием речи.
Например: словами ваш собеседник выражает уверенность, а голос звучит тускло, дикция невнятная и окончание фразы тише, чем ее начало…. Мы можем и не фиксировать эти нюансы сознательно, но именно они дают информацию подсознанию: это неправда, он вовсе не уверен в том, что говорит, сомневается, но пытается выдать желаемое за действительное.
Или же некто выражает вам сочувствие, но вы почему-то воспринимаете его речь в штыки, вам кажется, что это «наезд», обвинение или попытка «надавить». А дело ведь не в словах, - это голос собеседника моделирует интонацию агрессии, возмущения: по «мелодии» она напоминает звук заводящегося мотоцикла.
А вот противоположная ситуация: некто говорит вам вещи недоказуемые, сомнительные, но в голосе есть нечто «подкупающее», голос звучит так искренно и убедительно, что вы невольно верите каждому слову. То есть, если проанализировать даже свой собственный коммуникативный опыт, становится ясно, что на имидж, на личностное восприятие, голос влияет ничуть не меньше, чем содержание речи и внешность. А, на самом деле, намного больше: если видимые образы и логическая составляющая речи принимается нашим сознанием, то невербальные составляющие голоса влияют непосредственно на подсознание, которое, по мнению психологов, в мыслительных процессах занимает 95- 97 процентов.
Голос мой – враг мой.
Выходит, голос не лжет? Значит ли это, что, если мы научимся слышать и распознавать голосовые нюансы, то сможем «сканировать» людей понимать их истинные мотивы и намерения? До некоторой степени, это действительно так. Несоответствие параметров голоса и других факторов (внешности, содержания речи) создает «неконгруэнтность» образа человека, разрушает его имидж, подрывает доверие к его словам. И, владение навыками аудиальной калибровки дает нам возможность с большой достоверностью судить о состоянии, настроении, характере и намерениях человека.
Но. Как показывает практика, голосовые дефекты в большинстве случаев возникают вовсе не из-за того, что человек намеренно лжет: беда в том, что многие из нас просто не владеют собственным голосом. Это является причиной огромного количества конфликтов и испорченных отношений, препятствием карьерного роста и развитию других способностей человека. Приходилось ли вам попадать в неприятную ситуацию, когда ваши слова были неправильно истолкованы, хотя формулировки были продуманы и корректны?
"Я просто спрашиваю у дочери по телефону, где она сейчас находится, а она мне – «мама, что случилось?! Почему ты меня так пугаешь?!». И так – каждый раз! Она говорит, что в моем голосе ей слышится паника. Я бы решила, что это дочь как-то по-особенному меня воспринимает, но похожие жалобы поступают периодически и от моих пациентов (я врач – кардиолог). Я очень переживаю и не знаю, как с этим быть".
"Недавно я получил руководящую должность. Я был совершенно уверен, что справлюсь: у меня достаточно опыта, образования, я хороший организатор. Но у меня не складываются отношения с подчиненными. Либо мои указания не воспринимаются, как директивы, я, видимо, говорю слишком мягко, по-дружески, что ли. Либо, когда я пытаюсь сделать голос жестче, люди обижаются, и нормального сотрудничества не получается. А ведь в моих словах нет ни панибратства, ни агрессии, - ничего личного, просто рабочие указания".
"Я сам знаю, что говорю тихо, быстро и невнятно, бормочу, в общем. И я понимаю, что это может раздражать и, совершенно точно мешает нормальному общению. Кстати, я, практически, уверен, что мой голос – причина того, что я до сих пор не получил повышение. Бывает так: в общем обсуждении я высказываю какую-то идею, и никто не обращает на это внимания. А, буквально, в следующее мгновенье кто-то повторяет ту же мысль, теми же самыми словами! И все подхватывают – да, здорово, это то, что надо!"
Голосовые зажимы.
Почему же наш собственный голос так нас подводит, не слушается, изменяет? Выдает то, что мы не чувствуем, чего и в мыслях не было, а те чувства, которые мы хотели бы проявить, - скрывает, искажает мысли, которые мы хотели бы высказать?
Есть целый комплекс причин, по которым мы «теряем связь» с нашим голосом.
Это социальные правила и условности, рождающие голосовые зажимы.
- зажим челюсти – «хорошие мальчики терпят боль без криков»;
- зажим гортани – «хорошие девочки не плачут»;
- зажим губ – «хочу высказаться, но не воздержусь»;
Это «шумосфера» города, настолько агрессивная, что наше подсознание ставит «защитные фильтры». А слух и голос две стороны одной медали: блокируется слух – страдает голос.
Это социальные страхи. Прежде всего, страх ответственности за свои слова: страх быть услышанным и понятым.
Это «подарки» семейной и социальной среды: «застрявшие» тембры и интонации, которые изначально принадлежат не нам, а, например, маме или папе, подростковой тусовке или даже героям фильмов. Мы давно уже не дети, но наш голос продолжает действовать по старым шаблонам. Эти интонации мы не слышим, не замечаем у себя, а потому не контролируем. Одной и той же интонацией (например, интонацией жалобы) мы пытаемся выразить самые разные чувства, меняя всякий раз слова, но на деле транслируется только одна эмоция, присущая этой интонации. Сами мы не вкладываем в наши слова эту эмоцию, но наши собеседники реагируют именно на нее, а не на логическую составляющую нашей речи.
Все эти зажимы и старые голосовые шаблоны стоят на пути естественного самовыражения, искажают наш внутренний и внешний образ, препятствуют формированию нашего имиджа успешного человека и, в конечном счете, отрицательно влияют на наши отношения с другими людьми, и в личной жизни, и в рабочем контексте.
Имидж успешного человека.
И все же – это тот же самый голос, который в первый раз произнес «мама», и это был праздник для вас и для всех окружающих. Прежде чем «строить голосовой имидж», необходимо открыть внутри себя этот первозданный голос, «голос-сырец», из которого потом можно будет вылепить прекрасное произведение искусства. Ваш природный голос есть отражение вашего внутреннего, изначального образа, и, возвращая естественное звучание голоса, мы возвращаем себе личностную целостность, душевное и телесное здоровье. Это большая работа, но очень приятная и результативная!
Заботясь об имидже, прежде всего, мы хотим преподносить себя так, чтобы каждое наше слово достигало цели.
Для имиджа сильного, уверенного человека, наша речь должна обладать следующими параметрами:
1. Свободное, естественное звучание, умение говорить «в полный голос»;
2. Использование резонатора груди;
3. Владение интонацией утверждения;
4. Хорошо артикулированная, дикционно проработанная речь.
5. Умеренный темп речи.
Упражнения для голоса.
1. Природный голос.
Работать с голосом самостоятельно, без обратной связи со стороны, непросто. Но все же есть несколько моментов, когда вы можете «поймать» свой природный голос: когда вы безудержно смеетесь, или зеваете, или стонете, или вздыхаете «из глубины души». Голос, поставленный на дыхание, приобретает силу, громкость, надежность, особенно если вы подключите к процессу звучания диафрагму (самую большую мышцу тела, отделяющую органы пищеварения от органов дыхания). Во время смеха, например, положите руку на верхнюю часть живота, и вы почувствуете, как диафрагма непроизвольно сокращается, давая голосу мощный импульс, снимая нагрузку с голосовых связок.
2. Резонатор груди.
Если во время озвученного вздоха вы прижмете руку к груди, то сможете ощутить вибрацию. Постарайтесь усилить ощущение вибрации под ладонью, с каждым разом продлевая звучание голоса (не бойтесь широко открыть рот). Таким образом «раззвучивается» резонатор груди, - самый главный коммуникативный резонатор, придающий голосу доверительность и, одновременно, силу. А когда звук соединяется с дыханием (озвученный выдох), это делает голос «теплым», естественным, живым. Возможно, такое звучание окажется для вас неожиданным и даже шокирующим: как, это я издаю такие звуки?! Да, вы. Знакомьтесь, привыкайте – это ваш голос!
Полноценному звучанию резонатора груди чаще всего мешают зажимы гортани, губ и нижней челюсти. Именно эти зажимы «не пускают» голос внутрь тела, не дают ему приобрести объем, глубину и бархатистость, присущую нижним резонаторам.
Проделайте следующее упражнение:
Возьмитесь рукой за подбородок, "повесьте" руку, как на крючок, так, чтобы рот открывался только под тяжестью вашей руки, а не мышцами челюсти. На длинном озвученном выдохе произносите слоги Ба, Ва, Га, и так далее – по алфавиту. Вторую руку держите на груди, усиливая вибрацию под ладонью. Гортань открыта на полузевке (для начала можно позевать и в полную силу). Язык (посмотрите в зеркало) свободно лежит за зубами, корень опущен, как если бы вы показывали горло врачу. Рот при этом вытянут вертикальным овалом, а губы расслаблены. Каждый слог произносится с чувством облегчения, будто бы вы говорите: ну, наконец-то!
Когда это упражнение станет для вас привычным и комфортным, возьмите любой текст, подчеркните в нем все ударные гласные А и О, и читайте, останавливаясь на этих гласных, распевая их как в предыдущем упражнении. Затем переходите к остальным гласным. Постепенно вы привыкните к такой певучей и объемной речи и сможете пользоваться резонатором груди естественным образом, не контролируя специально его звучание.
3. Интонация утверждения придает вашему голосу вес, вашей речи – значительность.
Эта интонация начинается на высоком тоне и заканчивается на самой низкой ноте, которую может издать ваш голос. Произнесите короткое предложение «Это я» так, чтобы «Это» звучало высоко, а «я» - низко. Делая на последнем слове («я») ударение. Между словами можно сделать небольшую паузу, это поможет акцентировать ударное слово. Если вы все сделали правильно, то ни у кого не возникнет сомнения, вы – это ВЫ, и двух мнений тут быть не может.
Но, по моему опыту, в использовании этой интонации часто допускаются ошибки.
Например:
- Если в конце голос опускается недостаточно низко и безударно, то фраза звучит неуверенно.
- Если голос опускается недостаточно низко, но с сильным акцентом в конце, вместо уверенности, ваш собеседник почувствует, что на него давят, приказывают, диктуют, что обязательно вызовет реакцию сопротивления.
- Если голос опускается низко, но в самый последний момент чуть-чуть поднимается вверх, складывается впечатление, что вы чего-то недоговариваете.
- Если голос опускается низко, но после акцента продолжает «ехать» вниз, это значительно смягчает интонацию, сигнализирует о том, что вы готовы уступить.
- Если голос от верхнего к нижнему тону постепенно «съезжает», а не «прыгает», - это вообще другая интонация, которая, в зависимости от нюансов, может означать различные эмоции: от жалобы до наезда.
Разумеется, интонация утверждения не единственная, которой нужно владеть для достижения успеха. Но она для этой цели совершенно необходима, и во многих ситуациях является настоящей «палочкой-выручалочкой». Если вы освоите эту интонацию, можете быть уверены: ваши слова всегда будут иметь вес и восприниматься всерьез.
Заниматься интонациями, мелодией речи, самостоятельно – очень сложно. Помочь вам в этом может диктофон: записывайте себя и прослушивайте свою речь внимательно, как если бы хотели перенести модуляции вашего голоса на бумагу, с помощью нот или графика.
4. Дикционно проработанная, хорошо артикулированная речь необходимо для того, чтобы наши собеседники или слушатели слышали и понимали, что мы им говорим. Почему же, при отсутствии явных дефектов речи, мы так часто «глотаем» слова, недоговариваем окончания, мямлим согласные, а гласные произносим так, что они не похожи сами на себя?
Плохая дикция это еще один зажим, порожденный социальным страхом – страхом быть услышанным и понятым!
Много ли вы встречали в своей жизни людей с отличной дикцией? Думаю – нет. И рискну предположить, что эти люди обладали одним общим качеством: уверенность в себе, убежденность в своих словах. Речь такого человека транслирует следующий сигнал: «Я уважаю себя и я отвечаю за свои слова; я уважаю других настолько, что говорю ясно, не заставляя собеседника прислушиваться и переспрашивать».
Даже очень тихая, но отчетливая речь производит впечатление значимой и уверенной, притягивает внимание слушателей, убеждает серьезно относиться к смыслу произносимого.
В качестве самостоятельного упражнения, посвятите хотя бы пятнадцать минут в день тому, чтобы отслеживать ясное звучание каждой буквы каждого слова, которое вы произносите. Для самоконтроля можно использовать диктофон.
5. Умеренный темп речи.
Нам почему-то кажется, что чем быстрее мы говорим, чем больше информации втиснем в единицу времени, - тем лучше наша речь достигнет цели. Быстрая речь неизбежно ведет за собой повышение тона голоса, и эти два фактора вместе дают эффект суетливости, эмоциональной неустойчивости.
Уверенная, «весомая» речь это речь достаточно медленная, с осмысленными логическими паузами. Но нельзя замедлять речь только за счет пауз: в таком случае речевой поток будет рваным и трудно воспринимаемым. Медленный темп достигается, прежде всего, распевностью гласных: такая речь не только создает ощущения спокойствия и солидности, она еще и мелодична, ее приятно слушать. А если мы сохраняем умеренный темп речи в кризисной ситуации, мы сможем, благодаря этому, не только сохранить свое собственное стабильное состояние, - мы внушим это спокойствие и окружающим нас людям.
Совершенствуя собственный голос и, таким образом, формируя имидж уверенного, успешного человека, очень скоро вы ощутите, как меняются и ваши отношения с другими людьми, и ваше внутреннее состояние, как бы подстраиваясь под тот образ, который вы создали. Это – «закон обратной реакции»: физические и психические факторы взаимно влияют друг на друга, подобно двум ядрам на одной цепи.
Владение голосом – ключ к созданию нужного вам имиджа, инструмент продуктивной коммуникации, цемент для создания прочных, сбалансированных отношений.