- Регистрация
- 01.04.20
- Сообщения
- 803
- Онлайн
- 36д 15ч 31м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 2
Старую собаку новым трюкам не научишь. А можно ли человека?
Если любите математику, можете остановиться и попробовать решить задачу, которая стояла перед участниками эксперимента, о котором мы сегодня поговорим.
1. Перед вами 3 банки воды - на 21, 127 и 3 литра. Нужно отмерить 100 литров.
2. Объём банок меняется на 15, 39 и 3 литра. Нужно отмерить 18 литров.
Каким получилось ваше решение?
Этот опыт поставил в 1942 Абрахам Лачинс, ученик Вертхаймера, одного из основателей гештальт-психологии. В экспериментальной группе люди сначала выполняли 5 разминочных задач, потом 4 тестовые. В контрольной группе сразу переходили к тесту.
Давайте разберем решение.
В первом случае вам нужно наполнить большую банку, а потом вылить из неё воду в среднюю и 2 раза в маленькую. 127 - 21 - 6 = 100.
Во втором всё то же самое: 39 - 15 - 6 = 18. Только есть более простой путь: 15+3 тоже равно 18.
Многие из вас догадались про подвох. Но в экспериментальной группе Лачинса дела обстояли хуже: во всех разминочных задачах был только первый вариант решения. В тестовых же пряталась задача с решением №2. Люди из контрольной группы выбирали оптимальное решение для каждой из тестовых задач. А вот подопытные шли долгим путем, применяя успевший стать привычным метод к месту и не к месту.
Лачинс назвал этот эффект “Einstellung”, или “установка”, “настройка”. Словно ваш внутренний калькулятор после парочки делений забывает, что можно складывать.
Эффект Лачинса - ещё одно проявление селективного восприятия. Он похож на функциональную закреплённость и открытый Лоренцем импринтинг. Только относится к способам рассуждений, которые в итоге могут загнать вас в такие же жесткие рамки, как “табуретку можно использовать только для сидения”, и не знать, на что встать, чтобы повесить картину.
Einstellung-эффект ярко проявляется в бизнесе: специалист или менеджер, который привык решать задачу определенным способом, часто может в упор не замечать более простого решения.
Очевидное решение для борьбы с эффектом “настройки” - командная работа. Консенсус помогает найти разные способы решения и сразу проанализировать их слабые места.
Но если у вас нет возможности всегда посоветоваться с командой, можно приучить себя к вариативности, как к алгоритму работы.
Например, в Нью-Йорк Таймс делают несколько заголовков к каждой статье. Их тестируют в режиме реального времени, запуская в разных регионах разные варианты, а затем оставляют тот, который собирает лучший отклик.
То есть журналист Нью-Йорк Таймс решает задачу не уязвимым к эффекту Лачинса способом “придумай заголовок”, а более гибким “придумай разные заголовки, чтобы мы могли выбрать лучший”.
Но самое простое решение предлагает автор эффекта. Абрахам Лачинс давал некоторым группам волшебный совет, который резко увеличивал количество правильных ответов.
Вот этот совет: ”Don’t be blind”.
Если любите математику, можете остановиться и попробовать решить задачу, которая стояла перед участниками эксперимента, о котором мы сегодня поговорим.
1. Перед вами 3 банки воды - на 21, 127 и 3 литра. Нужно отмерить 100 литров.
2. Объём банок меняется на 15, 39 и 3 литра. Нужно отмерить 18 литров.
Каким получилось ваше решение?
Этот опыт поставил в 1942 Абрахам Лачинс, ученик Вертхаймера, одного из основателей гештальт-психологии. В экспериментальной группе люди сначала выполняли 5 разминочных задач, потом 4 тестовые. В контрольной группе сразу переходили к тесту.
Давайте разберем решение.
В первом случае вам нужно наполнить большую банку, а потом вылить из неё воду в среднюю и 2 раза в маленькую. 127 - 21 - 6 = 100.
Во втором всё то же самое: 39 - 15 - 6 = 18. Только есть более простой путь: 15+3 тоже равно 18.
Многие из вас догадались про подвох. Но в экспериментальной группе Лачинса дела обстояли хуже: во всех разминочных задачах был только первый вариант решения. В тестовых же пряталась задача с решением №2. Люди из контрольной группы выбирали оптимальное решение для каждой из тестовых задач. А вот подопытные шли долгим путем, применяя успевший стать привычным метод к месту и не к месту.
Лачинс назвал этот эффект “Einstellung”, или “установка”, “настройка”. Словно ваш внутренний калькулятор после парочки делений забывает, что можно складывать.
Эффект Лачинса - ещё одно проявление селективного восприятия. Он похож на функциональную закреплённость и открытый Лоренцем импринтинг. Только относится к способам рассуждений, которые в итоге могут загнать вас в такие же жесткие рамки, как “табуретку можно использовать только для сидения”, и не знать, на что встать, чтобы повесить картину.
Einstellung-эффект ярко проявляется в бизнесе: специалист или менеджер, который привык решать задачу определенным способом, часто может в упор не замечать более простого решения.
Очевидное решение для борьбы с эффектом “настройки” - командная работа. Консенсус помогает найти разные способы решения и сразу проанализировать их слабые места.
Но если у вас нет возможности всегда посоветоваться с командой, можно приучить себя к вариативности, как к алгоритму работы.
Например, в Нью-Йорк Таймс делают несколько заголовков к каждой статье. Их тестируют в режиме реального времени, запуская в разных регионах разные варианты, а затем оставляют тот, который собирает лучший отклик.
То есть журналист Нью-Йорк Таймс решает задачу не уязвимым к эффекту Лачинса способом “придумай заголовок”, а более гибким “придумай разные заголовки, чтобы мы могли выбрать лучший”.
Но самое простое решение предлагает автор эффекта. Абрахам Лачинс давал некоторым группам волшебный совет, который резко увеличивал количество правильных ответов.
Вот этот совет: ”Don’t be blind”.