- Регистрация
- 01.10.21
- Сообщения
- 242
- Онлайн
- 21д 2ч 14м
- Сделки
- 0
- Нарушения
- 0 / 0
В психологии эффектом присоединения к большинству или эффектом подражания называют феномен распространения определенных убеждений среди группы, сообщества и т.д. Относится к тенденции, когда люди перенимают поведение, стиль или отношение просто потому, что все вокруг это делают.
Эффект присоединения к большинству тесно связан с групповым мышлением. Люди, работающие в команде, как правило, стараются поддерживать гармонию между всеми ее участниками. Чтобы достичь этого состояния, человек может даже соглашаться с решениями, которые считает неправильными. Таким образом, во избежание конфликта члены группы принимают определенную точку зрения без критической ее оценки.
Эффект присоединения к большинству как когнитивное искажение
Эффект присоединения к большинству (эффект подражания) является результатом когнитивного искажения – ошибки в мышлении, влияющей на суждения и поступки, совершаемые людьми. Примеры:
Почему именно возникает эффект присоединения к большинству? Вот некоторые из факторов:
Воздействие эффекта подражания часто относительно безвредно, к примеру, в моде, музыке или поп-культуре. Однако иногда может приводить и к негативным последствиям. Например, в отношении к здоровью. Типичная иллюстрация – перекуры на работе, когда новый человек начинает курить, ведь курят все, а на курилке происходит неформальное общение. Еще один пример – противостояние двух подразделений в компании (как вариант – финансовый аудит против маркетинга), когда члены одной команды по умолчанию поддерживают своих, вне зависимости от сути ситуации.
Но несмотря на то, что эффект присоединения к большинству имеет опасные последствия, он также приводит и к многим положительным результатам. Например – принятие здорового образа жизни. Если возникает ощущение, что большинство отвергает нездоровые привычки (курение, алкоголь) и принимает здоровые (правильное питание, занятия спортом), люди склонны тоже это делать.
Таким образом, эффект присоединения к большинству демонстрирует результат неспособности людей в некоторых ситуациях принимать собственные решения, основанные на личном познании. И вообще возможность всегда воздерживаться от влияния общественного давления, тенденций и т.д. фактически отсутствует. Поэтому следует понимать, что двигаясь вперед, и принимая определенные вещи в жизни, мы нередко не можем установить правильность информации, которая подтверждает эти решения.
Эффект присоединения к большинству как когнитивное искажение
Эффект присоединения к большинству (эффект подражания) является результатом когнитивного искажения – ошибки в мышлении, влияющей на суждения и поступки, совершаемые людьми. Примеры:
- Мода. Многие люди начинают носить определенную одежду, поскольку видят, как она популярна среди других, то есть следуют тенденциям моды.
- Музыка. Чем больше людей начинают слушать какую-то песню или исполнителя, тем вероятнее это станут делать и другие.
- Социальные сети. Когда все большее число людей начинает пользоваться определенными интернет-сайтами, остальные тоже склоняются к регистрации на них.
- Диета. Чем больше людей придерживаются какой-то диеты, тем больше возникает желание ее опробовать и присоединиться к ним.
Почему именно возникает эффект присоединения к большинству? Вот некоторые из факторов:
- Групповое мышление. Эффект присоединения к большинству по сути является типом группового мышления – чем больше людей следует чему-то, тем выше вероятность, что к ним присоединятся другие.
- Желание быть уверенным в своей правоте. Люди любят быть правыми, они хотят быть на стороне победителей.
- Страх остаться в одиночестве. Является одним из основных факторов, из-за которых человек присоединяется к большинству. Страх действует как один из самых сильных стимуляторов для возникновения эффекта большинства. Если наш ум не омрачен страхом, мы склонны мыслить четко и логично. Мы с меньшей вероятностью будем слепо следовать за другими, если наши решения основаны на правильных рассуждениях. Люди, как правило, не хотят быть «странными», поэтому попадая в определенную группу, автоматически перенимают царящие в ней правила и убеждения, чтобы не оказаться в изоляции. С принятием же норм и отношения большинства они получают согласие и одобрение группы.
Воздействие эффекта подражания часто относительно безвредно, к примеру, в моде, музыке или поп-культуре. Однако иногда может приводить и к негативным последствиям. Например, в отношении к здоровью. Типичная иллюстрация – перекуры на работе, когда новый человек начинает курить, ведь курят все, а на курилке происходит неформальное общение. Еще один пример – противостояние двух подразделений в компании (как вариант – финансовый аудит против маркетинга), когда члены одной команды по умолчанию поддерживают своих, вне зависимости от сути ситуации.
Но несмотря на то, что эффект присоединения к большинству имеет опасные последствия, он также приводит и к многим положительным результатам. Например – принятие здорового образа жизни. Если возникает ощущение, что большинство отвергает нездоровые привычки (курение, алкоголь) и принимает здоровые (правильное питание, занятия спортом), люди склонны тоже это делать.
Таким образом, эффект присоединения к большинству демонстрирует результат неспособности людей в некоторых ситуациях принимать собственные решения, основанные на личном познании. И вообще возможность всегда воздерживаться от влияния общественного давления, тенденций и т.д. фактически отсутствует. Поэтому следует понимать, что двигаясь вперед, и принимая определенные вещи в жизни, мы нередко не можем установить правильность информации, которая подтверждает эти решения.