- Регистрация
- 01.04.20
- Сообщения
- 803
- Онлайн
- 36д 15ч 31м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 2
У вас бывало дежавю наоборот?
Это когда вы узнаёте что-то новенькое – и это «новенькое» словно начинает вас преследовать. Например, вы заинтересовались инвестированием. И буквально на следующий день слышите, что им занялся кто-то из коллег, подумывают начать друзья, советуют герои в сериале.
Это не самообман, ведь информация реальная, и не пузырь фильтров, поскольку события происходят не только в интернете.
Что же происходит?
Вы не один такой. В 1994 в американскую газету «St. Paul Pioneer Press» опубликовали рассказ жителя: его знакомый узнал о немецкой банде под руководством Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф. И за следующий день услышал про локальных террористов с другого континента целых два раза.
В редакцию посыпались аналогичные истории от других читателей.
Так и закрепилось название – «эффект Баадера-Майнхоф»: когда вы узнаете что-то новое, частота, с которой оно вам встречается, увеличивается.
Но ведь это противоречит здравому смыслу. Шанс, что вы наткнетесь на какую-то информацию, в грубом виде берется из количества источников, числа интересующихся и числа работающих в сфере. Про машины много пишут и много читают – слышим часто, про особенности производства уголков для ДСП-мебели мало пишут и мало читают – слышим редко.
Где же тут фактор вашей осведомленности? Может, с помощью мыслей вы притягиваете события?
Всё гораздо прозаичнее.
Если сейчас кто-нибудь положит вам на голову листок бумаги, вы ощутите неудобство и захотите его убрать. Но когда последний раз вы обращали внимание на вес своей одежды? А ведь она давит сильнее листка бумаги и на большую площадь. Это пример избирательного внимания, которое становится причиной эффекта.
Пока что-то – например, болезнь зубов – для вас неважно, вы не придаёте значения услышанному краем уха разговору о работе знакомого. Но стоит информации обрести значение, как мозг выключает игнор – и вуаля: «Как, Евгений работает дантистом? Сто лет знакомы, а я только сейчас узнал».
То есть вы не начинаете встречать новую информацию чаще, вы начинаете лучше её замечать.
Эффект Баадера-Майнхоф не всегда безобидный.
Так, доктор, который прочёл статью про новое заболевание, будет охотнее диагностировать его у пациентов. Бизнесмен может зациклиться на неправильной стратегии, перепутав общий тренд с собственным восприятием. А помните, как прочитав симптомы опасного заболевания немедленно находишь несколько у себя или близких?
Но есть и положительная сторона. Благодаря эффекту Баадера-Майнхоф на нас порой внезапно сваливается решение проблемы, подворачивается удачная возможность сделать то, что планировал.
И это не мистика. Вы просто задаете мозгу параметры поиска, а он услужливо выдает подходящее под запрос:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой - листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
Это когда вы узнаёте что-то новенькое – и это «новенькое» словно начинает вас преследовать. Например, вы заинтересовались инвестированием. И буквально на следующий день слышите, что им занялся кто-то из коллег, подумывают начать друзья, советуют герои в сериале.
Это не самообман, ведь информация реальная, и не пузырь фильтров, поскольку события происходят не только в интернете.
Что же происходит?
Вы не один такой. В 1994 в американскую газету «St. Paul Pioneer Press» опубликовали рассказ жителя: его знакомый узнал о немецкой банде под руководством Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф. И за следующий день услышал про локальных террористов с другого континента целых два раза.
В редакцию посыпались аналогичные истории от других читателей.
Так и закрепилось название – «эффект Баадера-Майнхоф»: когда вы узнаете что-то новое, частота, с которой оно вам встречается, увеличивается.
Но ведь это противоречит здравому смыслу. Шанс, что вы наткнетесь на какую-то информацию, в грубом виде берется из количества источников, числа интересующихся и числа работающих в сфере. Про машины много пишут и много читают – слышим часто, про особенности производства уголков для ДСП-мебели мало пишут и мало читают – слышим редко.
Где же тут фактор вашей осведомленности? Может, с помощью мыслей вы притягиваете события?
Всё гораздо прозаичнее.
Если сейчас кто-нибудь положит вам на голову листок бумаги, вы ощутите неудобство и захотите его убрать. Но когда последний раз вы обращали внимание на вес своей одежды? А ведь она давит сильнее листка бумаги и на большую площадь. Это пример избирательного внимания, которое становится причиной эффекта.
Пока что-то – например, болезнь зубов – для вас неважно, вы не придаёте значения услышанному краем уха разговору о работе знакомого. Но стоит информации обрести значение, как мозг выключает игнор – и вуаля: «Как, Евгений работает дантистом? Сто лет знакомы, а я только сейчас узнал».
То есть вы не начинаете встречать новую информацию чаще, вы начинаете лучше её замечать.
Эффект Баадера-Майнхоф не всегда безобидный.
Так, доктор, который прочёл статью про новое заболевание, будет охотнее диагностировать его у пациентов. Бизнесмен может зациклиться на неправильной стратегии, перепутав общий тренд с собственным восприятием. А помните, как прочитав симптомы опасного заболевания немедленно находишь несколько у себя или близких?
Но есть и положительная сторона. Благодаря эффекту Баадера-Майнхоф на нас порой внезапно сваливается решение проблемы, подворачивается удачная возможность сделать то, что планировал.
И это не мистика. Вы просто задаете мозгу параметры поиска, а он услужливо выдает подходящее под запрос:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой - листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.